О Б Р А Щ Е Н И Е К органам государственной власти Саратовской области и органам местного самоуправления г.Саратова

 

 

 

 

 

E-mail:

 ktos@overta.ru

О Б Р А Щ Е Н И Е К органам государственной власти Саратовской области и органам местного самоуправления г.Саратова

11.05.2008

О Б Р А Щ Е Н И Е

К органам государственной власти Саратовской области и органам местного самоуправления г.Саратова

Развитие территориального общественного самоуправления (ТОС) в г.Саратове основывается на действующем законодательстве и на следующих 4-х принципах:

• ТОС создается только в тех случаях, когда у граждан есть причины объединиться для решения общих проблем микрорайона, квартала, поселка в городе и регистрируется в качестве юридического лица в форме некоммерческой организации;

• исполнительные органы ТОС, органы государственной власти и местного самоуправления должны быть взаимозависимыми, так как они решают в меру своих полномочий на различных уровнях одни и те же задачи для граждан (не должно быть как односторонней зависимости, так и полной независимости в общем деле);

• исполнительные органы ТОС – КТОСы должны быть самостоятельными в правовом, экономическом и организационном отношениях, но в рамках своей компетенционной ответственности, и иметь право, как на бюджетные, так и на собственные финансовые средства;

• КТОСы должны быть независимыми от партий, общественных объединений, предпринимателей, других юридических лиц и быть партнерами для всех независимо от их политических взглядов, национальности, социального положения при решении проблем граждан.

За период с 1990 года по 2007 год в Саратове было создано 52 КТОСа (49 получили право юридического лица), из которых по инициативе граждан создано 39 КТОСов. В настоящий момент осуществляют деятельность 33 КТОСа.

Большинство КТОСов взаимодействуют с администрациями города и районов и осуществляют двустороннюю связь между гражданами и органами власти. КТОСы в рамках своих полномочий занимаются решением проблем граждан в социальной сфере и сфере ЖКХ и с этой целью проводят различного рода мероприятия.

В социальной сфере:

• организация мероприятий к памятным и знаменательным датам для подростков, молодежи и ветеранов;

• проведение мероприятий по патриотическому воспитанию подростков и молодежи, возрождение народных традиций и обычаев;

• организация отдыха детей – вовлечение детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов в подростковые клубы, органы общественной самодеятельности по месту жительства, кружки;

• проведение тематических встреч, игр, конкурсов, выставок;

• проведение для подростков и молодежи физкультурно-оздоровительных мероприятий в частности Спартакиад КТОСов, в основном по народным видам спорта, приобретение спортивного инвентаря, формы, призов;

• проведение экологических акций и акций по охране окружающей среды;

• трудоустройство несовершеннолетних граждан в основном из малообеспеченных семей на временные работы по благоустройству территорий;

• проведение профилактических мероприятий правоохранительной направленности;

В сфере ЖКХ:

• благоустройство дворовых территорий, подъездов, детских, спортивных и других площадок,

• обустройство малых архитектурных форм, мест общего пользования, ,

• озеленение дворовых и прилегающих территорий,

• поддержка организации и деятельности товариществ собственников жилья и защита прав граждан в жилищной сфере

• ликвидация стихийных свалок

Для проведения этих мероприятий не всегда достаточно иметь только организационные ресурсы, а необходимы также материальные и финансовые ресурсы, в том числе для компенсации расходов работников исполнительных органов КТОСов (лучшие председатели КТОСов уходят из-за большого объема работы и несоизмеримо малой компенсации за их деятельность).В приложении к обращению представлены обоснования и возможный механизм выделения бюджетных средств.

Из приложения следует, что КТОСами могут быть использованы бюджетные средства на основании договоров о передаче им отдельных полномочий администрации города и эти средства могут быть включены в целевые статьи и виды расходов для КТОСов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с ФЗ № 7 от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях» возможно «…размещение среди некоммерческих организаций на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов» (в том числе КТОСов). Таким образом, возможна передача отдельных полномочий администрации города КТОСам с выделением необходимых материальных и финансовых ресурсов в виде муниципального социального заказа на конкурсной основе. Подобные конкурсы для КТОСов г.Саратова уже проводились в 2000-2003 гг.

Основными проблемами в деятельности КТОСов являются:

• недостаточно широкое привлечение граждан, некоммерческих организаций и общественных объединений к своей деятельности (это одна из важнейших задач КТОСов);

• недостаточное внимание органов местного самоуправления к работе КТОСов в социальной сфере и в сфере правоохранительной деятельности;

• слабое использование информационных ресурсов (отсутствие современного компьютерного оборудования);

• отсутствие согласований с КТОСами различных вопросов, затрагивающих интересы граждан, в частности, земельных вопросов в соответствии со статьями 31, 32 Земельного кодекса РФ (механизм согласований, для реализации которого не требуется материальных и финансовых расходов, а нужна только политическая воля, заложен в Постановлении администрации города Саратова от 27.12.1996г. № 1000 «Об утверждении инструкций по вопросам взаимодействия органов управления города и районов с органами территориального общественного самоуправления»);

• повышение квалификации работников КТОСов (нужна регулярная учеба и информированность);

• сложности с передачей КТОСам их небольших помещений в безвозмездное пользование (это выдуманные некоторыми депутатами городской Думы сложности).

Все эти проблемы невозможно решить, используя только организационные ресурсы КТОСов. Необходима политическая воля органов местного самоуправления направленная на развитие ТОС, а также материальные и финансовые ресурсы, которые не являются самоцелью, а служат достижению цели – развитие территориального общественного самоуправления для решения проблем граждан и их местных сообществ.

Дальнейшее развитие самоуправления должно идти, в основном, по горизонтали и не сводиться только к укреплению вертикали власти, которая может превратиться в «столбняк» власти и не имея под собой горизонтальных корней, рухнуть. Только местное самоуправление основанное на участии населения города в решении вопросов местного значения в том числе через территориальное общественное самоуправление будет иметь будущее.

Мы обращаемся ко всем уровням власти: обратите внимание на проблемы развития территориального общественного самоуправления в г.Саратове, особенно в части взаимодействия с КТОСами и поддержки их не только моральной, но и материальной проведите совместное заседание КТОСов и представителей органов власти по вопросу перспектив развития ТОС.








По поручению 24-ти председателей КТОСов г.Саратова –
Председатель АСТ А.Э.Джашитов

Приложение



В соответствии с Европейской Хартией о местном самоуправлении (статья,7) :
«1. Статус работников, избранных в органы самоуправления , должен обеспечивать беспрепятственное исполнение ими своих обязанностей.
2. Он должен обеспечивать адекватную финансовую компенсацию расходов, вызванных исполнением их полномочий, а так же, в случае необходимости, финансовую компенсацию не полученную в результате этого прибыли, или соответствующую оплату труда или социальную защиту»
В соответствии со статьей 27 п.8, пп.3 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
«Органы территориального общественного самоуправления: …
… 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; …».
На основании статьи 15 п.3 Устава города Саратова:
«Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета города определяются решениями городской Думы».
На основании решения Саратовской городской Думы № 44-438 от 23.04.2004 «О порядке передачи исполнительным органам субъектов территориального общественного самоуправления города Саратова отдельных полномочий администрации города и предоставлении необходимых для их реализации материальных и финансовых средств» могут передаваться отдельные полномочия администрации города Саратова комитетам территориального общественного самоуправления в социальной сфере и сфере ЖКХ.
На основании п.18.1 приложения 1 к решению Саратовской городской Думы от 28.07.2006 г. № 8-55 «О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Саратове»:
«Финансовые средства территориального общественного самоуправления могут состоять из собственных средств, заемных средств, средств, передаваемых им по договорам органами местного самоуправления, средств из иных источников, не запрещенных действующим законодательством…».
В соответствии со статьей 27 Бюджетного кодекса РФ:
«Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации».
Из вышеизложенного следует, что КТОСами могут быть использованы бюджетные средства на основании договоров о передаче им отдельных полномочий администрации города и эти средства могут быть включены в целевые статьи и виды расходов для КТОСов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации».


 


 

№ 7 23 января 2007 г.

Губернатору
Саратовской области
Ипатову П.Л.




Уважаемый Павел Леонидович!

Восемнадцатый год в городе Саратове развивается такая форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление (по его примеру создавалось территориальное общественное самоуправление во многих регионах России).
Территориальное общественное самоуправление – одна из важнейших составляющих местного самоуправления и гражданского общества, так как через него осуществляется двусторонняя связь между органами власти и гражданами.
К сожалению, ни в Общественной Палате РФ (хотя мы отправляли письмо Президенту РФ В.В.Путину о необходимости включения представителей территориального общественного самоуправления в Общественную Палату РФ), ни на прошедшем 22 января 2008 г. втором «Гражданском форуме» территориальное общественное самоуправление не представлено.
Собрание АСТ (24 комитета территориального общественного самоуправления) считает что территориальное общественное самоуправление должно быть представлено в Общественной Палате Саратовской области и просит Вас содействовать включению в состав Общественной Палаты Саратовской области председателя АСТ (с 1992 г. по настоящее время) доцента СГТУ А.Э. Джашитова.


По поручению собрания АСТ г.Саратова заместитель председателя АСТ г. Саратова Мыжина Л.К.